ИДН, или искусственная дорожная неровность, часто называется «лежачим полицейским». Это элемент дорожной инфраструктуры, предназначенный для снижения скорости движения автомобилей на определённых участках дороги, таких как зоны рядом со школами, больницами, парками и жилыми районами, где часто находятся пешеходы. Основная цель ИДН — повышение безопасности дорожного движения и снижение риска наезда на пешеходов. ИДН могут иметь различные размеры и технические характеристики, некоторые из них шире и выше других, а их размещение зависит от конкретных условий на дороге.
Виды ИДН
Существуют два основных вида ИДН: монолитные и сборно-разборные.
- Монолитные конструкции изготавливаются из асфальтобетона и могут иметь волнообразный или трапециевидный поперечный профиль. Эти конструкции были распространены до появления сборных, но сейчас их используют реже, и в некоторых регионах от них отказались.
- Сборно-разборные конструкции делают из полимерных материалов, состоящих из совместимых элементов. Их монтаж осуществляется с помощью анкеров или шуруп-дюбелей. Эти конструкции легко заменяются при необходимости. Искусственные неровности могут быть изготовлены из ударопрочной резины или полимерно-песчаной смеси. Резина более эластична и устойчива к ломкости, что позволяет автомобилям безопасно проезжать через них, не повреждая ни неровности, ни транспортные средства.
Резиновые ИДН производятся с добавлением вулканизующих компонентов, что увеличивает их долговечность. Композитные ИДН изготавливаются из песка, пигментов и связующих материалов, и их производство позволяет использовать вторичное сырьё, что делает их более доступными по цене. Однако они более хрупкие, поэтому к их производству и установке нужно относиться с осторожностью.
В России наиболее распространённые размеры ИДН — это ИДН-300, ИДН-500 и ИДН-900. Чтобы узнать, какие размеры ИДН соответствуют нормативам, следует обратиться к ГОСТу. Параметры зависят от допустимой максимальной скорости движения, указанной на знаках.
Применение ИДН
ИДН устанавливаются на основе анализа аварийности конкретных участков дорог. Их монтаж производится на асфальтобетонные и цементобетонные покрытия. Ширина неровности должна составлять не менее 20 см от каждого края проезжей части, чтобы избежать объезда. Технические параметры и правила установки определяются ГОСТ Р 52605—2006 и ГОСТ 32964—2014.
Для информирования водителей о приближении к участку с ИДН устанавливаются специальные дорожные знаки и наносится разметка.
Участки дорог для установки ИДН
Допускается применять:
- Детские и юношеские учреждения, детские площадки, места массового отдыха, стадионы, вокзалы, магазины и другие места массового скопления людей.
- Дороги и улицы местного значения, парковые дороги и проезды, транспортно-пешеходные магистральные улицы районного значения.
- Опасные участки дорог с ограничением максимальной скорости 40 км/ч.
- Выезды на территорию, обозначенные знаком «Жилая зона».
- Нерегулируемые перекрестки, если видимость ограничена на расстоянии от 30 до 50 м до дорожного знака «Движение без остановки запрещено».
Не допускается применять:
- Дороги федерального значения.
- Дороги регионального значения с количеством полос 4 и более (кроме участков, проходящих по территории населённых пунктов с числом жителей более 1000 человек).
- Места остановочных пунктов общественного транспорта.
- Мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, проезды под мостами.
- На расстоянии менее 100 м от железнодорожных переездов.
- Магистральные дороги скоростного движения в городах и магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения.
- Подъезды к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам автомобилей аварийных служб.
- Над смотровыми колодцами подземных коммуникаций.
В заключение, искусственные дорожные неровности (ИДН) являются важным элементом дорожной инфраструктуры, способствующим повышению безопасности на дорогах. Правильный выбор и установка ИДН помогают снизить риск наезда на пешеходов и улучшают общую безопасность дорожного движения.